Константин Васильев: там русский дух…

Константин Васильев: там русский дух…

Не могу назвать себя любителем такого жанра, как живопись — да, в свое время я побывала во многих музеях и галереях и поразглядывала множество картин в самых разных стилях от самых разных художников. Из всей этой череды приобщения к высокому я запомнила лишь одно имя: Константин Васильев.

Старик с филином

Почти на самой окраине Москвы, недалеко от станции Лианозово, почти что посреди леса стоит небольшой двухэтажный домик. В нем никогда не бывает много посетителей — так уж сложилось. У него тяжелая судьба: в свое время он пережил поджог; а что может быть страшнее для Дома художника, чем огонь? Но, даже несмотря на свою отдаленность от «цивилизации» и не самые высокие рейтинги популярности, этот музей все-таки восстановили на народные деньги. Впрочем, нельзя сказать, что его история закончилась хорошо: в последний раз, когда я захотела освежить детские воспоминания и посетить его, на железных воротах музея висел огромный, проржавленный амбарный замок…

Лет 10 назад все было по другому: вместо серой, холодной зимы на дворе стоял солнечный май. В тот день ворота были широко открыты для учеников начальной школы. Интересно ли четвероклашкам бродить по музею и смотреть на картины? Как ни странно, оказывается, что да.

Начну с небольшой вводной экскурсии:

Константи́н Алексе́евич Васи́льев (3 сентября 1942, Майкоп — 29 октября 1976, Васильево, Татарская АССР, РСФСР) — советский художник, широко известный своими работами на былинно-мифологические темы.Википедия

Что же такое эти «былинно-мифологические темы»? Самые известные картины Васильева основаны на древнерусском эпосе — сказаниях о князьях и княжнах, богатырях и злодеях.

В его картинах нашли отражение старые легенды, такие, как история о рождении Дуная. Есть и полотна с капелькой скандинавского эпоса — не узнать Валькирий невозможно. И все же не из-за таких работ я запомнила имя Константина Васильева.

Есть у него и другие картины — о простых крестьянах. «Ожидание», «Встреча у чужого окна», «Жница»… Все эти полотна пропитаны грустью — у художника отлично получалось передать девичью тоску. Да, образ крестьянских девушек сильно романтизирован: сомневаюсь, что у настоящих крестьянок было время на то, чтобы витать в облаках, томно вздыхать и всячески предаваться меланхолии, но…

Но обилие деталей, общая атмосфера картины, взгляды героев… И огонь — о, на картинах Васильева совершенно волшебный огонь. Во время экскурсии в определенный момент в музее выключили весь свет — и в темном помещении были видны лишь огоньки свечей с картин.

В том возрасте я уже была знакома с фосфорными красками, но в отличие от их холодного света, огонь Константина Васильевна был теплым и добрым. По сей день я не уверена в том, был ли это простой оптический обман — яркая свеча на фоне мрачных, темных красок, или фантазии детской памяти, или огонь действительно горел. Что бы это ни было, я бы очень хотела верить в это маленькое чудо.

Ожидание

 

Русалка

Живут в музее и герои сказок, и мудрые волхвы. Там проходят языческие обряды и битвы с чудовищами. Там раскинулись мрачные, непроходимые леса и яркие урожайные поля. И среди всего этого эпоса, старых сказаний и волшебных сказок, среди грусти и печальных надежд есть одна картина, словно прокравшаяся из другого музея.

 

Портрет сестры

Это портрет младшей сестры художника, Людмилы. В то время как «васильевские» девушки представляют собой воплощение печали, Людмила уверена в себе, весела и жизнерадостна (насколько это мог показать серьезный настрой художника). Сдержанные серые тона сменились буйной сочной зеленью. Это полотно — самая жизнеутверждающая работа Константина Васильева.

 

Этот портрет был завершен спустя год после смерти Людмилы, скончавшейся в возрасте 17 лет после продолжительной болезни. Сам художник трагически погиб в возрасте 34 лет. В 2008 году сам музей пережил пожар и открылся вновь лишь в 2012. Увы, большинство картин было заменено на фоторепродукции; судьба оригиналов картин остается загадкой — уж слишком темную историю представляют собой последние события из жизни музея.

Кстати, его полное название — музей славянской культуры им. К. Васильева, и, если посмотреть на то, что публикуют в статьях на посвященных ему сайтах и в социальных сетях… Становится непередаваемо грустно от того, что на творчестве человека, старавшегося вкладывать частичку своей души в каждое полотно, стали паразитировать непонятные личности со своими «правильными энергиями» и «исконно славянскими традициями». Грустно, друзья.


P.S. Есть у Васильева и картины по мотивам Второй Мировой — но, на мой взгляд, именно из-за них и некоторых картин по скандинавской мифологии Константин не раз подвергался ожесточенной критике своего творчества.

Поделиться

Об авторе

Ксандрия Фламмель, хронист Ассоциации "Странники". По совместительству подрабатывает частным идейным вдохновителем. Доносит вдохновение прямым попаданием из двемерского арбалета.

    Просмотреть все истории, написанные Xandria

    Отправить ответ

    1 Комментарий на "Константин Васильев: там русский дух…"

    Уведомлять о

    Ontario
    Странник
    2 лет 8 месяцев назад
    Грустно все это. Вообще я люблю музеи, хоть и не ходил в них со школы. Но точно знаю, что люблю. И дело не в том оттопыренном мизинце и гордом слове «искусство», а как раз в том что это ведь все физическое воплощение времени. Застывшие юрты в краеведческом, в которой так легко представить коренных жителей. Картины которые кто-то когда рисовал думая о своем и живя свою жизнь. Предметы быта, старинные часы…это все завораживает и погружает в то время. И все же…все же мне крайне неловко находиться в таких местах одному. Хочется разделять это с кем-то, будто бы слишком много для одного,… Читать дальше »
    wpDiscuz