Хроники Миядзаки, часть I

Хроники Миядзаки, часть I

Давным-давно, после публикации первой части аниме-рассказов (Праздник духов и божеств), в моей голове роились идеи о том, как свергнуть Миядзаки с его трона, раскрыть общественности глаза на то, насколько шаблонны все его работы, и что работают они по одному принципу: а давайте-ка смешаем что-то очень обычное с чем-то очень необычным, сделаем вид, что ничего странного в этом нет, и посмотрим, что получится!

И вот уже писался гневный обзор, выводились формулы и шаблоны, когда я осознала, что для вывода этих формул мне не хватает информации: некоторые сюжетные ходы уже забылись, а основываться на неверных выводах хотелось меньше всего. Что же — вперед, освежать воспоминания!

Прошло два месяца. После каждого просмотренного аниме мне становилось все грустнее и грустнее от осознания собственного бессилия. Как я вообще могла пытаться подвести все его работы к одной-единственной «формуле успеха»? В общем, к концу просмотра я поняла, что так жить нельзя. В этой статье не будет критики — только очень-очень-очень краткий пересказ и моя субъективная оценка каждой из работ Миядзаки. Поехали!

Речь пойдет только о тех аниме-фильмах, которые выходили под лейблом студии «Ghibli», в работе над которыми Миядзаки играл ключевые роли режиссера и/или сценариста.

230px-Kaze_no_tani_no_Naushika

Навсикая из Долины ветров
(1984)

Удивительно, что «фильмография» студии Ghibli начинается именно с этого фильма. Да, во многих работах этой студии прослеживается посыл «Берегите природу, мать вашу», но нигде это не показано так, как в «Навсикае». На Земле произошла некая техногенная (экологическая) катастрофа, в результате чего планету поглощает Лес в компании с ядовитыми спорами и гигантскими насекомыми, а человечество откатилось на уровень раннего средневековья, сохранив при этом некоторые технологии продвинутого прошлого — в основном военные, само собой — танки, воздушные корабли…

И в центре всего этого наша героиня, Навсикая, «девочка-не-такая-как-все». Пока вся человеческая масса ненавидит Лес и его обитателей, Навсикая изучает повадки насекомых и вообще, на одной волне с матушкой-природой, в целом — классическая защитница природы с лозунгом «во всем виноват человек». Укусила лиса — люди напугали, разозлился рой — люди потревожили, взбесились гигантские мокрицы — люди спровоцировали. А Лес — Лес он хороший.

80-е в целом были весьма щедры на фильмы про защиту окружающей среды, но «Навсикая» все же выделяется на их фоне неплохим приключенческим сюжетом. Любителям фантастики, постапокалиптической тематики и защитникам природы рекомендуется к просмотру.

Laputa

Небесный замок Лапута
(1986)

И снова — приключение, но в этот раз история пойдет о двух детях и (неожиданно!) о небесном замке Лапуте. Пираты хотят спрятанных там сокровищ, военные, как ни странно, его военной мощи, далеко превосходящей все известные им технологии. Эти две противоборствующие фракции охотятся за одной девочкой — ключом к Лапуте, которая в целом не в восторге от того, что за ней охотятся представители криминала и армия.

В целом, если сильно упростить сюжет, то можно получить цепочку из нескольких действий — сбежать, поймать, рассказать.

Принципиальных отличий у «Лапуты» от «Навсикаи» два. Первое — несмотря на не самый радужный сюжет, «Лапута» предназначена для зрителя помладше. И дело не только в возрасте главных героев — в «Лапуте» есть юмор, комичные ситуации, а характеры действующих лиц богаты на карикатурные преувеличения. Второе — если «Навсикая» в первую очередь было посвящена отношениям между человеком и окружающим его миром, то «Лапута» — это история о людях, их желаниях, поступках, отношениях. Любителям историй о погонях за мечтой — рекомендуется к просмотру.

Totoro

Мой сосед Тоторо
(1988)

И вот — вот он, хит, сделавший студию Ghibli в некотором роде легендарной. На мой взгляд, Тоторо — это в своем роде феномен. Для начала — в нем не происходит ничего из ряда вон выходящего. Вот обычная японская семья приезжает на новое место, вот обустраивается в доме, вот дети идут в школу и навещают свою мать в больнице, вот они ждут на остановке отца с работы, вот младшая девочка теряется и на ее поиски выходит вся деревня. Никаких приключений, погонь, смертельных опасностей и заговоров. Вообще. Все это заменили гораздо более важной вещью.

Если бы такое понятие, как «Добро», можно было воплотить в чем-то материальном — то получился бы именно этот фильм. «Тоторо» — это квинтэссенция добра, наивности и детского воображения. Особенного последнего. «Тоторо» лечит любые депрессии, улучшает настроение и аппетит, восстанавливает душевные силы. Обязателен к просмотру тоскливыми дождливыми днями.

200px-Kiki's_Delivery_Service_(Movie)

Ведьмина служба доставки
(1989)

«Навсикая» = «Как жить в гармонии с окружающим миром», «Лапута» = «Как стремиться к своей мечте», «Тоторо» = «Как справиться с трудными ситуациями». Если продолжать эти уравнения, то «Служба доставки» = «Как пережить период взросления». Не секрет, что подростковый период — крайне важный этап в жизни любого человека. То, что было простым и понятным еще вчера — сегодня уже невозможно. Именно эта пора настала в жизни нашей главной героини, ведьмы Кики.

Кики пришло время взрослеть — она покидает свою семью, свой привычный мир магии и ищет новый — обыкновенный. Как найти свое место, как справляться со своей работой, как дружить с представителями противоположного пола и как пережить потерю способности к общению со своим котом? Для всех озадаченных этими вопросами — рекомендовано к просмотру.

230px-Porco_Rosso_(Movie_Poster)

Порко Россо
(1992)

Постапокалиптика, роботы-уничтожители, лесные духи и ведьмы — все это ерунда по сравнению с героем этого фильма. По общему настроению чем-то напоминает «Лапуту», но во главе стола тут не дело о престолонаследии, а… Как бы это сказать.

В общем, фильм как бы о войне, о вере в людей, о гидропланах и авиации в целом, но… Лично я свято уверена, что это история о любви. Самая странная история о любви, которую мне приходилось видеть. И оттого — самая запоминающаяся. Всем романтикам и любителям авиации — рекомендовано к просмотру.

Возможно, кто-то из «профессиональных» критиков это уже замечал, но все же меня удивляет, насколько гармонично эта пятерка вписывается в процесс взросления, от детства, когда на помощь к тебе приходят добрые Хранители леса, через юношество, когда повсюду враги, а жизнь сводится к одной страстной идее, к поиску своего места, первой любви и, наконец, взрослению — отстаиванию своего видения мира и принятию ответственности.

Продолжение следует…

Поделиться

Об авторе

Ксандрия Фламмель, хронист Ассоциации "Странники". По совместительству подрабатывает частным идейным вдохновителем. Доносит вдохновение прямым попаданием из двемерского арбалета.

    Просмотреть все истории, написанные Xandria

    Отправить ответ

    2 Комментарий на "Хроники Миядзаки, часть I"

    Уведомлять о

    ZetaVivern
    Шевалье
    2 лет 7 месяцев назад

    Итак, «Навсикая из Долины ветров». Во-первых, я премного благодарен господину Миядзаки за то, что он не стал вплетать в сюжет какой-нибудь ненужный роман едва знакомых княжны и князя — а 95% мультипликаторов так бы и поступили. Здесь он излишен, ибо, во-вторых, это действительно отличная история о том, что природу надо-таки беречь, и вообще ей виднее, что лучше для мира в целом и человека в частности. И в-третьих… я хочу такой планер *__*

    Ontario
    Странник
    2 лет 7 месяцев назад
    Какая же огромная работа проделана для этого поста. А насчет этих Аниме…я смотрел довольно мало у Миядзаки. Смотрел само собой Ходячий Замок, смотрел Унесенных призраками и смотрел Прицессу Мононоке которая еще с детства понравилась мне до ужаса, хотя что такое «аниме» я тогда знать не знал, а для мультика она немного недетская. И это не потому что я сомневаюсь в качестве остальных, тот же Тоторо настолько на слуху, что простора для сомнений не остается. Это…будем считать, что это моя заначка. Есть не так много авторов которых я считаю слишком хорошими чтобы просто скачать и посмотреть. Вот если я случайно наткнусь… Читать дальше »
    wpDiscuz